СОЦИОЛОГИЯ

РУССКИЙ ПУТЬ РОССИЙСКОГО МОТОЦИКЛИСТА

(отчет о социологическом исследовании)

Краткое описание методики исследования

Методика проведения исследования была разработана таким образом, чтобы в условиях значительной сложности получения данных об объекте и предмете исследования (любая субкультура коммуницирует с окружающим миром по собственным, принятым внутри сообщества алгоритмам) обеспечить максимальное достижение цели и реализацию его задач. И, кроме того, методика была разработана как адаптивная, чтобы в ходе проведения исследования иметь возможности подстраивать её инструмент под появляющиеся возможности и предполагаемые ограничения эмпирических ресурсов.

Цели проведения исследования

Целью исследования было выявление факторов, определяющих и описывающих феномен русских мотоциклистов и их культурно-просветительскую деятельность как «ответ» современного российского общества на «вызовы» глобализации, такие, как массовая культура и потребительский образ жизни. Исследование призвано определить формат опыта русских мотоциклистов, чувствующих свою ответственность не только за возрождение и развитие российской мотоциклетной культуры, но и в целом истории и культуры России, который может быть использован в воспитании в подрастающем поколении чувства уважения и любви к родной стране, истории, традициям, народу.

Выявленные и описанные факторы должны будут стать основой разработки новых форм и методов направленных на развитие традиционных духовных ценностей среди молодежи и в целом в обществе и воплощение их в жизнь на мероприятиях, проводимых русскими мотоциклистами.

Задачи исследования

Цели исследования были реализованы с помощью решения следующих задач:

  1. Выявление социальной и возрастной структуры, состава российского мотоциклетного сообщества, морально-ценностные ориентации, уровень вовлеченности в мотокультуру.
  2. Выявление и изучение форм/способов влияния российской мотокультуры на мотоциклистов.
  3. Изучение роли российской и иностранной мотосубкультуры в духовно-нравственной жизни мотоциклистов.
  4. Выявление социальной и возрастной структуры, состава российского автомобильного сообщества, морально-ценностные ориентации, уровень вовлеченности в мотокультуру.
  5. Выявление и изучение форм/способов влияния российской мотокультуры на автомобилистов.
  6. Изучение роли российской и иностранной мотосубкультуры в духовно-нравственной жизни автомобилистов.
  7. Выявление социальной и возрастной структуры, состава российского молодежного сообщества, морально-ценностные ориентации, уровень вовлеченности в мотокультуру.
  8. Выявление и изучение форм/способов влияния российской мотокультуры на молодежь.
  9. Изучение роли российской и иностранной мотосубкультуры в духовно-нравственной жизни молодежи.

Методы проведённого исследования

В соответствии с целями и задачами были определены следующие методы проведения исследования:

  1. Личные полуформализованные интервью с мотоциклистами – гражданами РФ, проживающими на территории России, которые должны иметь мотоцикл и активно ездить на нем. Возраст и пол – без ограничений.

Для проведения полуформализованных интервью была разработана и протестирована специальная анкета из 83 вопросов, ответы на которые позволяли решить задачи исследования.

  1. Личные полуформализованные интервью с автомобилистами – гражданами РФ, проживающими на территории России, которые должны иметь автомобиль и водить его не реже, чем раз в месяц. Не должны иметь мотоцикл либо иметь, но не водить активно. Возраст и пол – без ограничений.

Для проведения полуформализованных интервью была разработана и протестирована специальная анкета из 73 вопросов, ответы на которые позволяли решить задачи исследования.

  1. Личные полуформализованные интервью с представителями молодежи — гражданами РФ, проживающими на территории России, которые не должны иметь автомобиль и мотоцикл либо иметь автомобиль и мотоцикл, но ездить на них реже, чем 1 раз в месяц. Возрастная квота от 14 до 35 лет.

Для проведения полуформализованных интервью была разработана и протестирована специальная анкета из 73 вопросов, ответы на которые позволяли решить задачи исследования.

Три типа анкет исследования имеют общих содержательный блок, позволяющий осуществлять сравнительный анализ мнений и оценок представителей подвыборок исследования. Репрезентативная база данных на момент завершения исследования составит 1200 личных полуформализованных интервью.

Все собранные анкеты были введены в базу *.frm данных, а затем в пакете ОСА был проведён статистический анализ их данных.

Портрет российского мотоциклиста

  1. Социально-демографический профиль

Российские мотоциклисты, вопреки одному из существующих представлений, вовсе быстро подросшие дети, «гоняющие на мотоциклах от нечего делать». Возрастная структура группы мотоциклистов представлена следующим образом:

1

Чуть более трех четвертей респондентов – представителей мотоциклетной культуры, это россияне в возрасте от 20 до 35 лет. Мотоциклистов моложе 20 лет чуть более десятой части группы. Еще 11% — мотоциклисты в возрасте от 36 до 50 лет. Один из каждых ста респондентов – мотоциклистов — представитель мотоциклетной культуры в возрасте старше 50 лет. Таким образом, российское мотоциклетное сообщество достаточно молодо, но не юно.

Что ожидаемо, большинство владельцев и наездников мотоциклов – мужчины:

2

Лишь каждый десятый российский мотоциклист – женского пола. Причем эта пропорция сохраняется во всех возрастных группах, кроме самой старшей:

3

Лишь среди «патриархов» мотоциклетной культуры женщины не представлены совсем. Мотоциклисты с наибольшим стажем – только мужчины.

Образовательная структура российских мотоциклистов представлена таким образом:

4

Формальный уровень образования – значимый фактор, вернее, фактор, ставший значимым в полемике с «рупорами либеральной оппозиции», представляющими российских мотоциклистов так: «Это шваль, которую сделали элитой. Это рукотворная вещь. Нет никакого Залдастанова. Мало ли людей с косметичками на мотоциклах, мало ли странных людей…»[1] Так вот, более 40% российских мотоциклистов имеют высшее образование, а 3% — ученую степень. Россиян со средним образованием среди российских мотоциклистов – лишь десятая часть, а еще четверть представителей группы имеет среднее специальное образование. То есть умеет профессионально работать руками. Не языком, — руками. Но это так…

[1] http://echo.msk.ru/programs/personalno/1543740-echo/  В. Шендерович «Эхо Москвы», Особое мнение» 7 мая 2015 г.

По роду деятельности россияне – приверженцы мотоциклов распределяются следующим образом:

5

Треть российских мотоциклистов – рабочие (причем часто с высшим образованием, что респонденты указывали без смущения). Пятая часть группы – служащие. Десятая часть российских мотоциклистов – студенты, а еще 10% — руководители.

  1. Медиапотребление

Какие из базовых медиа предпочитают россияне-мотоциклисты? Так, базовые медиапредпочтения – выбор между телевизором, печатной прессой и электронными медиа в группе мотоциклистов выглядит следующим образом:

6

Почти все представители группы мотоциклистов (92%) пользуются электронными медиа, сделав выбор в пользу Интернета. Телевизор смотрят лишь две трети представителей группы (67%). Доля предпочитающих печатные СМИ, как и среди населения России в целом, снижается. Лишь 30% россиян-мотоциклистов пользуются печатными версиями изданий.

Среди наиболее популярных у представителей группы Интернет-ресурсов общего профиля Mail.ru, РИА-Новости и Rambler:

7

Около трети респондентов – представителей группы мотоциклистов (31%), предпочитают «другие» ресурсы (чаще это Yandex и Google). Утверждают, что не пользуются электронными медиа, 8% представителей группы.

Телевизионные предпочтения россиян – мотоциклистов выглядят следующим образом:

8

Лидерами зрительских предпочтений в группе россиян – мотоциклистов оказалась «первая тройка» ВГТРК: телеканалы «Россия 1», «Россия 2» и «Россия 24» (более 70% зрительских предпочтений). На втором месте по популярности – «Первый канал» (более 60% зрительских предпочтений). Третью ранговую позицию в системе зрительских предпочтений россиян – мотоциклистов занимает телеканал ТНТ. Его предпочитают 55% представителей группы. Телеканал НТВ предпочитают четверо из каждых десяти представителей группы мотоциклистов.

Участникам исследования для оценки телевизионных предпочтений предлагался полуформализованный (имеющий открытую для заполнения альтернативу) список телеканалов, входящих в 1-3-й мультиплексы. Можно отметить, что телевизионное потребление представителей группы носит скорее информационный, чем рекреационный характер. С некоторым сожалением, об основаниях которого речь пойдет ниже, можно отметить, что вещание телеканала «Спас» практически полностью игнорируется представителями группы. Однако, как показал опыт предыдущих исследований, пенять на это можно в гораздо большей степени телеканалу, чем его аудитории.

Предпочтения респондентов – представителей группы мотоциклистов в области печатной периодики представлены следующим образом:

9

Среди представителей группы, читающих печатную прессу, наиболее популярны Аргументы и факты» (30% предпочтений в группе). Вторую ранговую позицию занимают «другие» издания, чаще всего это специализированные мотоциклетные или общетехнические журналы. «Коммерсант» и «Российская газета» делят третью и четвертую ранговые позиции. Наименее популярен в группе (но все же упоминаем) «Советский спорт», собравший 6% предпочтений.

  1. Некоторые «нишевые» медиапредпочтения россиян — мотоциклистов

Во введении упоминалось о значимости «музыкальной волны» для формирования системы настроений мотоциклетного сообщества. Каковы современные музыкальные предпочтения респондентов – мотоциклистов?

Спектр предпочитаемых россиянами – представителями группы мотоциклистов музыкальных направлений выглядит следующим образом:

10

Ожидаемым лидером музыкальных жанровых предпочтений в группе оказался рок (68% предпочтений). На второй ранговой позиции – электронная музыка (около 40% предпочтений), на третьей – рэп (около 30% предпочтений). По 20% предпочтений респондентов собрали джаз и блюз, по 18% — поп и народная музыка. Впрочем, в данной системе оценок оставшаяся не затронутой часть альтернатив, возможно, является следствием условностей классификации музыкальных жанров. Значительная часть респондентов (за исключением, пожалуй, 1% любителей классической музыки) вполне идентифицировала свои индивидуальные предпочтения в названиях категорий, оказавшихся наверху ранговой шкалы.

К нишевым предпочтениям россиян-мотоциклистов следует отнести и знакомство с полнометражными фильмами, посвященными байкерам и мотоциклистам. Отечественный и европейский кинопром на может похвастаться фильмами этого жанра, поэтому в списке преобладает американский фильм. Степень знакомства представителей группы с такими фильмами выглядит следующим образом:

11

В среднем каждый респондент – представитель группы мотоциклистов, смотрел четыре фильма, посвященных мотоциклетной культуре. Три четверти представителей группы смотрели «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», более половины – «Безумный Макс» и «Реальные кабаны». Половина представителей группы смотрели «Крутящий момент». 2% респондентов – мотоциклистов смотрели другие фильмы и байкерах. Не смотрели ни одного фильма о мотоциклистах или не смогли вспомнить название фильма 6% представителей группы.

Литература о мотоциклистах среди респондентов целом пользуется меньшей популярностью, чем кинематограф. Так, на вопрос: «Какие книги о мотоциклистах Вы читали?» участники исследования – мотоциклисты ответили следующим образом:

 

12

Две трети мотоциклистов – участников исследования совсем не читали книг о мотоциклистах. Однако каждый пятый представитель группы читал «Дневник мотоциклиста» Че Гевары, а 13% — «Ангелов ада» Хантера Томпсона. Книгу восхитительного Роберта Мейнарда Пирсига «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» читали более 10% респондентов – представителей группы мотоциклистов. Даже книга Синельников оказалась чуть менее популярной – ее читали менее 10% респондентов – представителей группы.

Говоря о медийных предпочтениях россиян-мотоциклистов можно, пока в качестве исследовательской гипотезы, говорить о большей, по сравнению с россиянами в целом, «медиапотребительской сосредоточенности» представителей группы (сторонники языка англосаксов говорили бы о медиатаргетированности[1] группы). Подтверждением и важным дополнением даже беглого рассмотрения медиапространства российского мотоциклиста является актуальность категории, которая для населения в целом становится все более важной и все менее востребованной. Речь идет о межличностной, личностно-групповой коммуникации и апеллированию к мнению группы, референтной по деятельностному основанию. В эмпирической части исследования этот аспект ероприятиях мотоциклистов.

В общероссийской коммуникационной модели референтная группа – друзья и родственники, в качестве источника информации собирают не более 19% предпочтений[2]:

[1] Более целеустремленном, мотивированном потреблении медийной продукции.

[2] Данные ЦИМИП, 2013 г.

13

В группе россиян – мотоциклистов представители референтной группы являются, особенно в случае получения актуальной нишевой информации, обладающей высокой актуализацией, коммуникационным источником, имеющим гораздо более высокую степень предпочтения. Так, предпочитаемые респондентами – мотоциклистами источники информации о жизни мотоциклистов выглядят следующим образом:

14

Межличностная коммуникация занимает первую ранговую позицию (79% предпочтений), являясь более актуальной, чем даже информация мотосайтов (68% предпочтений) и, тем более, новостных сайтов.

Аналогично отношение представителей группы и к получению информации о мероприятиях мотоциклистов:

15

Восемь из каждых десяти мотоциклистов предпочитают получать актуальную нишевую информацию через межличностные коммуникации (источник информации – друзья-мотоциклисты), и менее 60% — через социальные сети.

Таким образом, применительно к группе россиян-мотоциклистов можно (по крайней мере, в качестве исследовательской гипотезы) говорить об иной, чем у россиян в целом, системе информационного пространства, а равно и об ином, чем у «среднего россиянина», механизме актуализации информации и иной, по крайней мере, потенциально, степени социальной активности.

  1. Отношение к вере: мотоциклисты и окружающие

Так выходит, что едва ли не каждый раздел отчета приходится начинать с оппонирования тезисам, безапелляционно высказанным в СМИ. Касается это и отношения к вере. Нет-нет, не все представители мотоциклетного сообщества религиозны. Отношение к вере респондентов-мотоциклистов выглядит следующим образом (график 16):

16

Более 80% представителей мотоциклетного сообщества идентифицируют себя, как православных христиан. Мусульман среди респондентов-мотоциклистов 4%. Двое из каждых ста представителей группы считают себя язычниками, а каждых сотый – буддистом. Еще 2% опрошенных представителей мотоциклистов придерживаются «других» религиозных представлений.

Противоречия и натяжки здесь нет. Данные, репрезентирующие население России в целом, говорят о том, что семеро из каждых десяти взрослых россиян считают себя православными христианами[1] (график 17):

[1] Данные ЦИМИП, 2013 г.

17

В социальных группах, отношение которых к мотоциклистам и мотоциклетной культуре рассматривается в исследовании, отношении к религии выглядит следующим образом (график 18):

18

При сравнении отношения к религии представителей трех подвыборок исследования видно, что атеистов больше среди мотоциклистов. Среди автомобилистов меньше православных (их доля в целом соответствует средней для взрослого населения России), но больше мусульман (на данном этапе анализа данных это может быть обусловлено пилотным характером базы данных). Интересно, что среди «безлошадной» (не имеющей индивидуальных средств транспорта) молодежи доля считающих себя православными христианами выше, чем для россиян в целом, и идентична доле православных среди мотоциклистов. Потенциально данный показатель – благоприятная возможность того, что «Русский путь» будет путем, который станет избирать все более число представителей этих групп. Однако религиозная самоидентификация в современной России часто носит формализованный характер, являясь символом культурной идентичности. Более подробно, на основании критериев исповедания веры, данный аспект будет исследован в дальнейшем. Имеющимся индикатором, в первую очередь для сообщества мотоциклистов, может служить такой пример духовного делания, как готовность участвовать в мотопаломничестве.

Так, среди мотоциклистов отношение к паломническим поездкам на мотоцикле выглядит следующим образом (график 19):

19

Если православными считают себя 83% участников исследования-мотоциклистов, то паломничество на мотоцикле считают интересным чуть более 60% представителей группы. Группа тех, кому паломничества представляются не интересными (11%), и тех, кто полагает, что «это только для верующих, церковных (2%) , составляет 13%. Почти четверть представителей группы мотоциклистов (24%) говорят, что о мотопаломничествах просто ничего не слышали.

Теперь пресловутый «сдвиг мотива на цель», тем более, вопрос анкеты обозначил факт существования практики мотопаломничеств. Поехали бы участники исследования – мотоциклисты (подавляющее большинство – православные по самоидентификации) в паломническую поездку на мотоцикле? Ответ выглядит следующим образом (график 20):

20

Таким образом, определено в целом отношение представителей группы мотоциклистов и к мотопаломничеству, и к вере. Более 70% респондентов-мотоциклистов хотели бы ехать в паломничество, — есть, по крайней мере, общая мотивация.

Безусловно, в реальности доля мотопаломников, даже при обширной просветительской работе по направлению «Русского пути», окажется меньше. Но даже при выделении, по аналогии с пропорциями степени усердия в молитвенном делании, 17% понуждающих себя к духовному труду регулярно, готовность участников исследования – мотоциклистов поехать в мотопаломничество будет выглядеть следующим образом (график 21):

21

12% россиян-мотоциклистов, действительно готовых принять участие в мотопаломничествах – это серьезная база для реализации «Русского пути», если, конечно, информационная и организационная работа будут подкреплять такую готовность. Однако следует еще раз оговориться, что представленные данные носят пилотный характер, и статистически обоснованные выводы будут сделаны по завершении исследования.

Пессимистичная модель, если заглядывать вперед, говорит о том, что доля представителей группы мотоциклистов, которые отзовутся на идею мотопаломничеств, составит не более 8%, если в качестве аналогии рассматривать частоту посещения храма православными россиянами (график 22):

22

Однако оптимистичная модель напоминает, что идея мотопаломничеств интересна не только мотоциклистам, но и «солидным» автомобилистам и представителям «безлошадной» молодежи. Желание отправиться в мотопаломничество представителей всех трех исследуемых групп выглядит так (график 23):

23

Таким образом, резерв есть, или, по крайней мере, может быть и среди тех, кто пока не сидит в седле мотоцикла.

  1. Жизнь мотоциклистов: внимание ближних и окружающих

Следует напомнить, что одной из методических особенностей данного исследования является то, что проводится оно среди целевых групп, определить которые Росстат не в силах. Даже такой бесспорный, казалось бы, показатель, как число автомобилистов в России, не определен однозначно. Ну, не определен, и все тут! В силу этого, даже при скрининговом отборе в числе респондентов оказывались представители целевых групп, хотя бы умозрительно вовлеченные в мотоциклетную тематику. Правда, следует отметить, что мотоциклист и для автомобилиста, и для молодого человека, еще не обзаведшегося транспортным средством, человек заметный. К тому же масс-медиа определили интерес к мотоциклисту, особенно клубному. Вот как выглядит в целевых группах интерес к фильмам о мотоциклистах (график 24):

24

Да, если респонденты – мотоциклисты смотрели в среднем четыре фильма о мотоциклистах, то автомобилисты и представители молодежи – по два-три. Но образ сложился. Совсем не смотрели фильмов о мотоциклистах лишь пятая часть автомобилистов и около четверти представителей группы молодежи. Остальные – в курсе. Потому в интересе не только самих мотоциклистов, но и тех, кто мотоциклом не пользуется (а часто хотел бы) к жизни и мероприятиям мотоциклистов не выглядит странным. Так, интерес к жизни мотоциклистов представители подвыборок исследования определяют следующим образом (график 25):

25

Если среди автомобилистов жизнью мотоциклистов интересуются лишь половина представителей группы (55%), то среди молодежи жизнь мотоциклистов интересна семерым из каждых десяти. О мотоциклистах что и говорить, — лишь два процента предпочитают существовать в информационном вакууме.

Кстати, интерес и молодежи, и автомобилистов к мотоциклетному сообществу имеет под собой основание (график 26):

26

Оказывается, хотели бы иметь мотоцикл не только две трети респондентов – представителей группы молодежи, но и половина солидных и домовитых автомобилистов.

Таким же образом и мероприятия мотоциклистов интересны не только представителям сообщества. И автомобилисты, и молодежь интересуются проводимыми мотоциклистами мероприятиями (график 27):

27

У автомобилистов и молодежи интерес к мероприятиям чуть выше, чем к событиям в «обычной» жизни мотоциклистов. Интерес же самих мотоциклистов неизменен.

Мероприятия мотоциклистов, которые более всего «на слуху» у представителей целевых групп участников исследования, представлены следующим образом (график 28):

28

«Первую тройку» мероприятий, о которых слышало наибольшее число представителей групп, составляют Байк-шоу, москоаская выставка «Мото-парк» и мотопробеги-мотопаломничества. Правда, если Байк-Шоу одинаково хорошо известно, хотя бы по названию, представителям всех целевых групп (от 82 до 95% от группы), то о «Мото-Парке» и мотопаломничестве представители автомобилистов и молодежи слышали вдвое меньше, чем сами мотоциклисты (20-25% против 50%).

Участие в мероприятиях мотоциклистов выглядит следующим образом (график 29):

29

По крайней мере в наиболее известных мероприятиях мотоциклистов не участвовали почти 40% мотоциклистов и две трети автомобилистов и представителей молодежи. В Байк-шоу участвовали чуть менее половины мотоциклистов, четверть представителей молодежи и треть опрошенных автомобилистов. В мотопаломничествах Русских мотоциклистов приняли участие 15% мотоциклистов, 3 из каждых ста опрошенных автомобилистов и 6% молодежи. По доле участников у мотопаломничества четвертая ранговая позиция, но если подобная доля участников станет репрезентативной в целевых группах, мероприятие можно считать несомненным успехом.

Да, наиболее запомнившимися участники исследования считают следующие мероприятия мотоциклистов (график 30):

30

Наиболее запомнившимся представители всех групп считают Байк-шоу, причем автомобилистам оно запомнилось даже более, чем мотоциклистам и молодежи (88% предпочтений против 69%). А вот мотопаломничество автомобилистам не запомнилось (по крайней мере, на данном этапе анализа) вовсе, но наиболее памятным его считают 17% мотоциклистов и 8% молодежи. 17% мотоциклистов… выше как раз и было упомянуто о 17%, понуждающих себя к духовному деланию.

  1. Главный клуб

Описание отношения к существующим в России мотоклубам еще впереди, но знание их респондентами – точка отсчета. Какие из мотоклубов известны участникам исследования? В среде мотоциклистов знание мотоклубов выглядит таким образом (график 31):

31

Заявляют, что не знают мотоклубы, лишь 1% респондентов-мотоциклистов. Хрестоматийно, казалось бы, известных Hells Angels знают менее 60% российских мотоциклистов. А вот первые две ранговые позиции занимают «Ночные волки» (известны 97% респондентов-мотоциклистов) и «Русские мотоциклисты» (их знают 70% мотоциклистов). Это вопрос еще не об отношении, лишь о знании клубов. Так вот, «Ночных волков» знают почти все мотоцклисты. От 40% до четверти представителей группы мотоциклистов известны Bandidos, Падонки, Al-Kashi, Gold Wing и Mongols. От четверти до 20% мотоциклистов знают клубы Outlaws Rolling, BMW клуб и Black Bears. «Черные ножи» и H.O.G известны менее чем 20% респондентов-мотоциклистов.

Таким образом, «Ночные волки» на сегодняшний день – самый известный в мотоциклетном сообществе (и даже в не сообществе, учитывая 1% не знающих ни одного клуба мотоциклистов).

Сравнительные же оценки узнаваемости мотоклубов в трех группах респондентов – среди мотоциклистов, автомобилистов и «безлошадной» молодежи таковы (график 32):

32

Если во второй, третьей и четвертой ранговой группе знание молодежью и автомобилистами мотоклубов немного различается, то даже с учетом того, что ни одного мотоклуба не знают 12% молодежи и 16% автомобилистов, первые ранговые позиции остаются неизменными. Клуб «Ночные волки» известен более чем 80% автомобилистов и молодежи, «Русские мотоциклисты» — более чем четверти представителей автомобилистов и молодежи, а Hells Angels – 17-19%. Следует заметить, что выбор респонденты делали из полутора десятка альтернатив и имели возможность включать свои варианты ответа.

Ответ же на прямой вопрос о знании мотоклуба Ночные волки» выглядит еще более определенно (график 33):

33

34

35

Знание клуба (средние по общероссийской выборке показатели были бы несколько меньше за счет представителей старших возрастных групп) представителями целевых групп – не только идентификация по названию. Вот как выглядит знание мотоциклистов, автомобилистов и молодежи о мероприятиях, проводимых мотоклубом «Ночные волки» (график 36):

36

Не слышали ни об одном мероприятии мотоклуба 20% автомобилистов, 5% мотоциклистов и 4% молодежи. А вот открытие и закрытие сезона известно представителям целевых групп в наибольшей степени (68-85% от группы). На втором месте по степени известности у автомобилистов «Байк-шоу» «Ночных волков», а у молодежи и мотоциклистов – «Русский путь».

Мотоциклисты, как самые осведомленные, знают в среднем по группе 4-5 мероприятий клуба, автомобилисты и молодежь – в среднем по два мероприятия.

Участие в мероприятиях мотоклуба «Ночные волки» выглядит скромнее, чем осведомленность о мероприятиях (график 37):

37

Не участвовали в мероприятиях, проводимых мотоклубом, более 70% автомобилистов, две трети представителей группы молодежи 44% мотоциклистов. И, тем не менее, в открытии и закрытии мотосезона, организуемом «Ночными волками», принимали участие почти половина респондентов-мотоциклистов, пятая часть автомобилистов и четверть респондентов – представителей молодежи. Участие в других мероприятиях «Ночных волков» у автомобилистов и молодежи заметно меньше. Да, меньше, но не ничтожно. 6% автомобилистов посещали «Байк-шоу», 6% молодежи участвовали в «Русском пути» и 7% — в детских елках. Среди респондентов-мотоциклистов доля участвовавших в этих мероприятиях почти стабильна – 15%.

Значимы, в первую очередь для представителей группы мотоциклистов, оценки того, что понравилось в ходе проведения «Байк-шоу» (график 38) :

38

В плюс мотоклубу и высокая доля оценок программы в целом, и удачное место проведения мероприятия, и выбор музыки, звучавшей на шоу. Но это, выражаясь сухим языком аналитиков корпоративной деятельности, рекреационная составляющая (отдых и развлечение). Важны высокие доли оценок мотопробега по местам боевой славы (46% участников), возможность общения (46% участников) и участие в передаче икон храмам (36% участников). Эти элементы значимы коммуникативно и социально, они – основа того, что может составить социально ориентированную корпоративную культуру. Это элементы Русского пути, даже если это звучит высокопарно (хотя отчего высокопарно, — а «общечеловеческие ценности» что, не высокопарно?!).

  1. Образ мотоциклиста и «образ идеального человека»

Подтверждением того, что представляющееся высокопарным является насущным, служат представления участников исследования о характеристиках русского мотоциклиста. Во время проведения мотопробега «Дороги Победы: Москва-Берлин» трансляторы либеральных ценностей любовно цитировали «настоящих байкеров», которые говорили, что «Волки», де, не настоящие» («Ночные волки», правда, объясняли, что они не байкеры, а русские мотоциклисты). Участники же исследования считают значимыми для русского мотоциклиста следующие черты (график 39):

39

Вот так… Читать набор доминирующих характеристик можно, как одну фразу: «ответственный верующий патриот, смелый веселый романтик». Открытой альтернативой «другое», позволяющей добавлять свои характеристики, воспользовались не более 3% представителей каждой группы (список будет включен в общую ранговую шкалу в окончательном отчете, но уже сейчас можно сказать, что терминальные ценности там отсутствуют). А вот список доминирующих характеристик «идеального портрета русского мотоциклиста» состоит из параметров, которые в данном ряду оценок как раз можно характеризовать, как терминальные ценности. «Суровые мотоциклисты, сибаритствующие автомобилисты, восторженная молодежь» почти единодушно используют возможности внешнего локуса и формируют набор качеств идеального социально активного гражданина. И в этой готовности делегировать русскому мотоциклисту именно такой набор качеств – самые обширные возможности для клуба мотоциклистов стать сильным социальным стереотипом. Причем стереотип в данном контексте следует понимать в его изначальном смысле, происходящем от «стереос» и «типос», в том смысле, в котором его применил Липпман, — образцом для воспроизведения в меру сил каждого. Но это тема отдельного раздела исследования.

Да, в подтверждение только что сделанного туманного рассуждения следует привести еще одну шкалу характеристик: качества, которые респонденты считают самыми ценными в человеке (график 40):

40

 «Первая четверка» для всех подвыборок – верность, честность, смелость, порядочность. И только потом для большинства воля и решительность.

Если сопоставить с доминирующими характеристиками мотоциклиста, — ответственность, патриотизм, смелость, веселый нрав, вера, романтизм, — получится интересная ценностная группировка. Респонденты делегируют русскому мотоциклисту социальную позицию и возможность коммуницировать с носителем этой позиции («веселый» — открыт для позитивной интеракции), а себе (самые ценные качества человека – «идеальное «я») присваивают позицию поддержки или оценки. Хм, мотоциклисту остается предлагаемую социальную роль только на себя принять. Но об этом на втором этапе исследования. База данных и отчет пока – пилотные, и текст является рабочей гипотезой.

  1. Русский мотоциклист: сим победиши

Итак, вначале о патриотизме, как об одной из сложно формулируемых в современном российском обществе категорий. На российском общественном поле выражены две позиции, взаимно порицающие друг друга. Одна, патриотическая и неоконсервативная, другая либеральная и… и либеральная, ибо больше-то о ней ничего не могут сказать и сами либералы (да и не нужно, Михаил Евграфович сказал). Хотя нет, еще либеральная позиция, в пику «православному мракобесию», все чаще щеголяет, вернее, бравирует своим атеизмом. Все как всегда, «темный и отсталый народ» и «передовая интеллигенция». Тем не менее, к нравственным константам обращаются обе позиции. Участники исследования выразили свое отношение к понятиям «отвага», «совесть» и «честь» следующим образом (график 41):

41

Подавляющее большинство представителей всех трех подвыборок исследования в своих оценках единодушны, — эти понятия для них актуальны. Лишь представители автомобилистов были чуть сдержанные в своих оценках, для десятой части представителей группы отвага, честь и совесть не актуальны.

Понятия эти непременно являются составляющими патриотизма, хотя содержательное значение, а вернее, деятельностное основание понятия «патриотизм» для противоборствующих в России лагерей различно. Участники исследования, во всяком случае, заявляли, что русского мотоциклиста хотели бы видеть патриотом (график 42):

42

А связь патриотизма с движением мотоциклистов участники следования оценили следующим образом (график 43):

43

В группах мотоциклистов и молодежи связь патриотизма с движением мотоциклистов выражена даже несколько более, чем важность патриотизма для отдельного русского мотоциклиста (79% и 73% против 68% и 69%). А вот доля автомобилистов, связывающих патриотизм с движением мотоциклистов, несколько ниже доли тех же автомобилистов, считающих патриотизм важным для русского мотоциклиста (59% против 67%). Впрочем, данная динамика носит условный характер до проверки гипотезы на репрезентативной базе данных. Однако конкретизация связи патриотизма с движением мотоциклистов позволяет предполагать, что тенденция подтвердится. Так, связь патриотической работы с деятельностью конкретных клубов участники исследования оценили следующим образом (график 44):

44

«Ночные волки» и «Русские мотоциклисты» в ранговой шкале ответов на вопрос о том, с деятельностью какого клуба больше всего связан патриотизм, не просто заняли первую и вторую ранговые позиции, а сосредоточили на себе практически всю систему предпочтений всех трех групп респондентов. Bandidos, Hells Angels, BMW клубу, Al-Kashi, Black Bears, Rolling Anarchy и H.O.G досталось около 10% предпочтений в группе мотоциклистов и 5% предпочтений в группе молодежи (учитывая, что можно было выбирать несколько альтернатив).

А деятельностным критерием понятия патриотизм в полной мере является участие в общественно-полезной (не политической, — полезной) жизни страны. Насколько активно участие мотоциклистов в общественно-полезной жизни страны? Участники исследования оценили это участие так (график 45):

45

Две трети представителей группы мотоциклистов и около 60% представителей молодежи считают, что мотоциклисты участвуют в общественно-полезной жизни страны активно. В группе автомобилистов такого мнения придерживаются около 40%. Правда, треть автомобилистов, а также более 30% молодежи и около пятой части мотоциклистов затруднились ответить на вопрос. Десятая часть автомобилистов, 12% мотоциклистов и 5% молодежи считают, что мотоциклисты в общественно-полезной жизни страны участвуют редко.

В данном спектре оценок – и признание сделанного, и констатация того, что работы – непочатый край. Русский путь непрост, но русские мотоциклисты не стоят на месте ни в каком смысле этого слова.

Резюме

1) Российские мотоциклисты – вовсе не только молодежь самого нежного возраста. Мотоциклистов моложе 20 лет чуть более десятой части группы. Чуть более трех четвертей респондентов – представителей мотоциклетной культуры, это россияне в возрасте от 20 до 35 лет. Еще 11% — мотоциклисты в возрасте от 36 до 50 лет. Один из каждых ста респондентов – мотоциклистов — представитель мотоциклетной культуры в возрасте старше 50 лет. Таким образом, российское мотоциклетное сообщество достаточно молодо, но не сплошь юно.

Большинство владельцев и наездников мотоциклов – мужчины, лишь каждый десятый российский мотоциклист – женского пола. Причем эта пропорция сохраняется во всех возрастных группах, кроме самой старшей. Среди «патриархов» мотоциклетной культуры женщины не представлены совсем. Мотоциклисты с наибольшим стажем – только мужчины.

2) Образовательная структура российских мотоциклистов представлена таким образом.

Более 40% российских мотоциклистов имеют высшее образование, а 3% — ученую степень. Россиян со средним образованием среди российских мотоциклистов – лишь десятая часть, а еще четверть представителей группы имеет среднее специальное образование.

По роду деятельности россияне – приверженцы мотоциклов распределяются следующим образом: треть российских мотоциклистов – рабочие (причем часто с высшим образованием, что респонденты указывали без смущения). Пятая часть группы – служащие. Десятая часть российских мотоциклистов – студенты, а еще 10% — руководители.

3) Почти все представители группы мотоциклистов (92%) пользуются электронными медиа, сделав выбор в пользу Интернета. Телевизор смотрят лишь две трети представителей группы (67%). Лишь 30% россиян-мотоциклистов пользуются печатными версиями изданий, но доля предпочитающих печатные СМИ и среди населения России в целом снижается.

Среди наиболее популярных у представителей группы Интернет-ресурсов общего профиля Mail.ru, РИА-Новости и Rambler. Около трети респондентов – представителей группы мотоциклистов (31%), предпочитают «другие» ресурсы (чаще это Yandex и Google). Утверждают, что не пользуются электронными медиа, 8% представителей группы россиян-мотоциклистов.

4) Лидерами телевизионных зрительских предпочтений в группе россиян – мотоциклистов оказалась «первая тройка» ВГТРК: телеканалы «Россия 1», «Россия 2» и «Россия 24» (более 70% зрительских предпочтений). На втором месте по популярности – «Первый канал» (более 60% зрительских предпочтений). Третью ранговую позицию в системе зрительских предпочтений россиян – мотоциклистов занимает телеканал ТНТ. Его предпочитают 55% представителей группы. Телеканал НТВ предпочитают четверо из каждых десяти представителей группы мотоциклистов. Телевизионное потребление представителей группы носит скорее информационный, чем рекреационный характер.

5) Предпочтения респондентов – представителей группы мотоциклистов в области печатной периодики представлены следующим образом: среди представителей группы мотоциклистов, читающих печатную прессу, наиболее популярны «Аргументы и факты» (30% предпочтений в группе). Вторую ранговую позицию занимают «другие» издания, чаще всего это специализированные мотоциклетные или общетехнические журналы. «Коммерсант» и «Российская газета» делят третью и четвертую ранговые позиции. Наименее популярен в группе (но все же упоминаем) «Советский спорт», собравший 6% предпочтений.

6) Лидером музыкальных жанровых предпочтений россиян-мотоциклистов является рок (68% предпочтений). На второй ранговой позиции – электронная музыка (около 40% предпочтений), на третьей – рэп (около 30% предпочтений). По 20% предпочтений респондентов собрали джаз и блюз, по 18% — поп и народная музыка. Впрочем, в данной системе оценок оставшаяся не затронутой часть альтернатив, возможно, является следствием условностей классификации музыкальных жанров. Значительная часть респондентов (за исключением, пожалуй, 1% любителей классической музыки) вполне идентифицировала свои индивидуальные предпочтения в названиях категорий, оказавшихся наверху ранговой шкалы.

7) К нишевым зрительским предпочтениям россиян-мотоциклистов следует отнести знакомство с полнометражными фильмами, посвященными байкерам. В среднем каждый респондент – представитель группы мотоциклистов, смотрел четыре фильма, посвященных мотоциклетной культуре. Три четверти представителей группы смотрели «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», более половины – «Безумный Макс» и «Реальные кабаны». Половина представителей группы смотрели «Крутящий момент». 2% респондентов – мотоциклистов смотрели другие фильмы и байкерах. Не смотрели ни одного фильма о мотоциклистах или не смогли вспомнить название фильма 6% представителей группы.

8) Две трети мотоциклистов – участников исследования совсем не читали книг о мотоциклистах. Однако каждый пятый представитель группы читал «Дневник мотоциклиста» Гевары, а 13% — «Ангелов ада» Хантера Томпсона. Книгу восхитительного Роберта Мейнарда Пирсига «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» читали более 10% респондентов – представителей группы мотоциклистов. Книга братьев Синельников оказалась чуть менее популярной – ее читали менее 10% респондентов – представителей группы.

9) Говоря о медийных предпочтениях россиян-мотоциклистов можно, как об исследовательской гипотезе, говорить о большей, по сравнению с россиянами в целом, «медиапотребительской сосредоточенности» представителей группы (медиатаргетированности). Подтверждением является актуальность категории, которая для населения в целом становится все более важной и все менее востребованной. Речь идет о межличностной, личностно-групповой коммуникации и апеллированию к мнению группы, референтной по деятельностному основанию. В эмпирической части исследования этот аспект представлен такими параметрами, как основные источники информации о жизни и мероприятиях мотоциклистов.

В общероссийской коммуникационной модели референтная группа – друзья и родственники, в качестве источника информации собирают не более 19% предпочтений.

В группе россиян – мотоциклистов представители референтной группы являются, особенно в случае получения актуальной нишевой информации, обладающей высокой актуализацией, коммуникационным источником, имеющим гораздо более высокую степень предпочтения. Так, предпочитаемые респондентами – мотоциклистами источники информации о жизни мотоциклистов выглядят следующим образом:

Межличностная коммуникация занимает первую ранговую позицию (79% предпочтений), являясь более актуальной, чем даже информация мотосайтов (68% предпочтений) и, тем более, новостных сайтов.

Аналогично отношение представителей группы и к получению информации о мероприятиях мотоциклистов. Восемь из каждых десяти мотоциклистов предпочитают получать актуальную нишевую информацию через межличностные коммуникации (источник информации – друзья-мотоциклисты), и менее 60% — через социальные сети.

Таким образом, применительно к группе россиян-мотоциклистов можно (в качестве исследовательской гипотезы) говорить об иной, чем у россиян в целом, системе информационного пространства, а равно и об ином, чем у «среднего россиянина», механизме актуализации информации и иной, по крайней мере, потенциально, степени социальной активности.

10) Более 80% представителей мотоциклетного сообщества идентифицируют себя, как православных христиан. Мусульман среди респондентов-мотоциклистов 4%. Двое из каждых ста представителей группы считают себя язычниками, а каждых сотый – буддистом. Еще 2% опрошенных представителей мотоциклистов придерживаются «других» религиозных представлений.

Данные же, репрезентирующие население России в целом, говорят о том, что семеро из каждых десяти взрослых россиян считают себя православными христианами:

При сравнении отношения к религии представителей трех подвыборок исследования видно, что атеистов больше среди мотоциклистов. Среди автомобилистов меньше православных (их доля в целом соответствует средней для взрослого населения России), но больше мусульман (на данном этапе анализа данных это может быть обусловлено пилотным характером базы данных). Интересно, что среди «безлошадной» (не имеющей индивидуальных средств транспорта) молодежи доля считающих себя православными христианами выше, чем для россиян в целом, и идентична доле православных среди мотоциклистов. Потенциально данный показатель – благоприятная возможность того, что «Русский путь» будет путем, который станет избирать все более число представителей этих групп.

11) Религиозная самоидентификация в современной России часто носит формализованный характер, являясь символом культурной идентичности. Более подробно, на основании критериев исповедания веры, данный аспект будет освещен в дальнейшем. Имеющимся индикатором, в первую очередь для сообщества мотоциклистов, может служить такой пример духовного делания, как готовность участвовать в мотопаломничестве.

Если православными считают себя 83% участников исследования-мотоциклистов, то паломничество на мотоцикле считают интересным чуть более 60% представителей группы. Группа тех, кому паломничества представляются не интересными (11%), и тех, кто полагает, что «это только для верующих, церковных (2%) , составляет 13%. Почти четверть представителей группы мотоциклистов (24%) говорят, что о мотопаломничествах просто ничего не слышали.

12) «Сдвиг мотива на цель» — готовность мотоциклистов (подавляющее большинство – православные по самоидентификации) ехать в паломническую поездку на мотоцикле определяет в целом отношение представителей группы мотоциклистов и к мотопаломничеству, и к вере. Более 70% респондентов-мотоциклистов хотели бы ехать в паломничество, — есть, по крайней мере, общая мотивация.

Безусловно, в реальности доля мотопаломников, даже при обширной просветительской работе по направлению «Русского пути», окажется меньше. Но даже при выделении, по аналогии с пропорциями степени усердия в молитвенном делании, 17% понуждающих себя к духовному труду регулярно, готовность участников исследования – мотоциклистов поехать в мотопаломничество будет выглядеть так: 12% россиян-мотоциклистов, действительно готовы принять участие в мотопаломничествах.  А это серьезная база для реализации «Русского пути», если, конечно, информационная и организационная работа будут подкреплять такую готовность. Следует оговориться, что представленные данные носят пилотный характер, и статистически обоснованные выводы будут сделаны по завершении исследования.

Пессимистичная модель, если заглядывать вперед, говорит о том, что доля представителей группы мотоциклистов, которые отзовутся на идею мотопаломничеств, составит не более 8% от группы, если в качестве аналогии рассматривать частоту посещения храма православными россиянами. Однако оптимистичная модель напоминает, что идея мотопаломничеств интересна не только мотоциклистам, но и «солидным» автомобилистам и представителям «безлошадной» молодежи. Около половины (46%) представителей группы молодежи и около трети автомобилистов высказывают желание отправиться в паломничество вместе с мотоциклистами.

13) Участники исследования – мотоциклисты смотрели в среднем четыре фильма о мотоциклистах, а автомобилисты и представители молодежи – по два. Но образ мотоциклиста и в их сознании сложился. Потому в интересе не только самих мотоциклистов, но и тех, кто мотоциклом не пользуется (а часто хотел бы) к жизни и мероприятиям мотоциклистов не выглядит странным. Если среди автомобилистов жизнью мотоциклистов интересуются лишь половина представителей группы (55%), то среди молодежи жизнь мотоциклистов интересна семерым из каждых десяти. О мотоциклистах можно и не говорить, — лишь два процента предпочитают существовать в информационном вакууме.

14) Интерес и молодежи, и автомобилистов к мотоциклетному сообществу имеет под собой основание: хотели бы иметь мотоцикл не только две трети респондентов – представителей группы молодежи, но и половина солидных и домовитых автомобилистов.

Таким же образом и мероприятия мотоциклистов интересны не только представителям сообщества. И автомобилисты, и молодежь интересуются проводимыми мотоциклистами мероприятиями.

«Первую тройку» мероприятий, о которых слышало наибольшее число представителей групп, составляют Байк-шоу, выставка «Мото-парк» и мотопаломничества Русских мотоциклистов. Правда, если Байк-шоу одинаково хорошо известно, хотя бы по названию, представителям всех целевых групп (от 82 до 95% от группы), то о «Мото-Парке» и мотопаломничестве Русских мотоциклистов представители автомобилистов и молодежи слышали вдвое меньше, чем сами мотоциклисты (20-25% против 50%).

15) В наиболее известных мероприятиях мотоциклистов не участвовали почти 40% мотоциклистов и две трети автомобилистов и представителей молодежи. В Байк-шоу участвовали чуть менее половины мотоциклистов, четверть представителей молодежи и треть опрошенных автомобилистов. В мотопаломничествах Русских мотоциклистов приняли участие 15% мотоциклистов, трое из каждых ста опрошенных автомобилистов и 6% молодежи. По доле участников у мотопаломничества четвертая ранговая позиция, но если подобная доля участников станет репрезентативной в целевых группах, мероприятие можно считать несомненным успехом.

Наиболее запомнившимся представители всех групп считают Байк-шоу, причем автомобилистам оно запомнилось даже более, чем мотоциклистам и молодежи (88% предпочтений против 69%). А вот мотопаломничество автомобилистам не запомнилось (по крайней мере, на данном этапе анализа) вовсе, но наиболее памятным его считают 17% мотоциклистов и 8% молодежи.

16) «Ночных волков» знают почти все мотоцклисты. Заявили, что не знают мотоклубы, лишь 1% респондентов-мотоциклистов. Хрестоматийно, казалось бы, известных Hells Angels знают менее 60% российских мотоциклистов. А вот первые две ранговые позиции занимают «Ночные волки» (известны 97% респондентов-мотоциклистов) и «Русские мотоциклисты» (их знают 70% мотоциклистов). От 40% до четверти представителей группы мотоциклистов известны Bandidos, Падонки, Al-Kashi, Gold Wing и Mongols. От четверти до 20% мотоциклистов знают клубы Outlaws Rolling, BMW клуб и Black Bears. «Черные ножи» и H.O.G известны менее чем 20% респондентов-мотоциклистов.

Таким образом, «Ночные волки» на сегодняшний день – самый известный в мотоциклетном сообществе (и даже в не сообществе, учитывая 1% не знающих ни одного клуба мотоциклистов).

Сравнительные оценки узнаваемости мотоклубов в трех группах респондентов – среди мотоциклистов, автомобилистов и «безлошадной» молодежи выглядят так. Если во второй, третьей и четвертой ранговой группе знание молодежью и автомобилистами мотоклубов немного различается, то даже с учетом того, что ни одного мотоклуба не знают 12% молодежи и 16% автомобилистов, первые ранговые позиции остаются неизменными. Клуб «Ночные волки» известен более чем 80% автомобилистов и молодежи, «Русские мотоциклисты» — более чем четверти представителей автомобилистов и молодежи, а Hells Angels – 17-19%. Выбор респонденты делали из полутора десятка альтернатив и имели возможность включать свои варианты ответа.

17) Знание клуба представителями целевых групп – не только идентификация по названию. Вот как выглядит знание мотоциклистов, автомобилистов и молодежи о мероприятиях, проводимых мотоклубом «Ночные волки»: открытие и закрытие сезона известно представителям целевых групп в наибольшей степени (68-85% от группы). На втором месте по степени известности у автомобилистов «Байк-шоу» «Ночных волков», а у молодежи и мотоциклистов – «Русский путь». Не слышали ни об одном мероприятии мотоклуба 20% автомобилистов, 5% мотоциклистов и 4% молодежи. Мотоциклисты, как самые осведомленные, знают в среднем по группе 4-5 мероприятий клуба, автомобилисты и молодежь – в среднем по два мероприятия.

18) Участие респондентов в мероприятиях мотоклуба «Ночные волки» выглядит скромнее, чем осведомленность о мероприятиях. Не участвовали в мероприятиях, проводимых мотоклубом, более 70% автомобилистов, две трети представителей группы молодежи 44% мотоциклистов. И, тем не менее, в открытии и закрытии мотосезона, организуемом «Ночными волками», принимали участие почти половина респондентов-мотоциклистов, пятая часть автомобилистов и четверть респондентов – представителей молодежи. Участие в других мероприятиях «Ночных волков» у автомобилистов и молодежи заметно меньше. Да, меньше, но не ничтожно. 6% автомобилистов посещали «Байк-шоу», 6% молодежи участвовали в «Русском пути» и 7% — в детских елках. Среди респондентов-мотоциклистов доля участвовавших в этих мероприятиях почти стабильна – 15%.

Значимы, в первую очередь для представителей группы мотоциклистов, оценки того, что понравилось в ходе проведения «Байк-шоу»:

В плюс мотоклубу и высокая доля оценок программы в целом, и удачное место проведения мероприятия, и выбор музыки, звучавшей на шоу. Но это рекреационная составляющая (отдых и развлечение). Важны высокие доли оценок мотопробега по местам боевой славы (46% участников), возможность общения (46% участников) и участие в передаче икон храмам (36% участников). Эти элементы значимы коммуникативно и социально, они – основа того, что может составить социально ориентированную корпоративную культуру. Это элементы Русского пути.

19) Участники исследования считают значимыми для русского мотоциклиста черты или доминирующие характеристики, которые можно прочесть, как одну фразу: «ответственный верующий патриот, смелый веселый романтик». Открытой альтернативой «другое», позволяющей добавлять свои характеристики, воспользовались не более 3% представителей каждой группы (список будет включен в общую ранговую шкалу в окончательном отчете, но уже сейчас можно сказать, что терминальные ценности там отсутствуют). А вот список доминирующих характеристик «идеального портрета русского мотоциклиста» состоит из параметров, которые в данном ряду оценок как раз можно характеризовать, как терминальные, базовые ценности. Мотоциклисты, автомобилисты и молодежь почти единодушно используют возможности внешнего локуса и формируют набор качеств идеального социально активного гражданина. И в этой готовности делегировать русскому мотоциклисту именно такой набор качеств – самые обширные возможности для клуба мотоциклистов стать сильным социальным стереотипом. Причем стереотип в данном контексте следует понимать в его изначальном смысле, как образец для воспроизведения в меру сил каждого.

В подтверждение следует привести еще одну шкалу характеристик: качества, которые респонденты считают самыми ценными в человеке. «Первая четверка» для всех подвыборок – верность, честность, смелость, порядочность. И только потом для большинства воля и решительность.

Если сопоставить с доминирующими характеристиками мотоциклиста, — ответственность, патриотизм, смелость, веселый нрав, вера, романтизм, — получится интересная ценностная группировка. Респонденты делегируют русскому мотоциклисту социальную позицию и возможность коммуницировать с носителем этой позиции («веселый» — открыт для позитивной интеракции), а себе (самые ценные качества человека – «идеальное «я») присваивают позицию поддержки или оценки. Русскому мотоциклисту придется предлагаемую социальную роль только на себя принять.

20) Участники исследования заявляли, что русского мотоциклиста хотели бы видеть патриотом. А связь патриотизма с движением мотоциклистов участники следования оценили следующим образом. В группах мотоциклистов и молодежи связь патриотизма с движением мотоциклистов выражена даже несколько более, чем важность патриотизма для отдельного русского мотоциклиста (79% и 73% против 68% и 69%). А вот доля автомобилистов, связывающих патриотизм с движением мотоциклистов, несколько ниже доли тех же автомобилистов, считающих патриотизм важным для русского мотоциклиста (59% против 67%). Впрочем, данная динамика носит условный характер до проверки гипотезы на репрезентативной базе данных. Однако конкретизация связи патриотизма с движением мотоциклистов позволяет предполагать, что тенденция подтвердится.

21) Связь патриотической работы с деятельностью конкретных клубов участники исследования оценили так: «Ночные волки» и «Русские мотоциклисты» в ранговой шкале ответов на вопрос о том, с деятельностью какого клуба больше всего связан патриотизм, не просто заняли первую и вторую ранговые позиции, а сосредоточили на себе практически всю систему предпочтений всех трех групп респондентов. Bandidos, Hells Angels, BMW клубу, Al-Kashi, Black Bears, Rolling Anarchi и H.O.G досталось около 10% предпочтений в группе мотоциклистов и 5% предпочтений в группе молодежи (учитывая, что можно было выбирать несколько альтернатив).

Деятельностным критерием понятия патриотизм в полной мере является участие в общественно-полезной жизни страны. Две трети представителей группы мотоциклистов и около 60% представителей молодежи считают, что мотоциклисты участвуют в общественно-полезной жизни страны активно. В группе автомобилистов такого мнения придерживаются около 40%. Правда, треть автомобилистов, а также более 30% молодежи и около пятой части мотоциклистов затруднились ответить на вопрос. Десятая часть автомобилистов, 12% мотоциклистов и 5% молодежи считают, что мотоциклисты в общественно-полезной жизни страны участвуют редко.

В данном спектре оценок – и признание сделанного, и констатация того, что работы – непочатый край. Русский путь непрост, но русские мотоциклисты не стоят на месте ни в каком смысле этого слова.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ОТЧЕТА